Дикие рынки какао подталкивают европейских шоколатье к пропасти
Справочно-информационный материал
Старейший шоколадный магазин Парижа находится на углу улицы в IX округе с 1761 года.
На протяжении веков собственность «Семейного дома» переходила из рук в руки, но пережила оккупацию и революцию благодаря пристрастию парижан к кондитерским изделиям. Нынешними владельцами магазина является семья Дольфи, которая приобрела его в 2000 году. Сейчас они продают более 150 сортов — от нуги до пралине и марципана — в 16 торговых точках по всей французской столице.
«Это на 100% семейный бизнес. Мы производим 100% всего, что продаём»,
— рассказал Bloomberg Стив Дольфи, один из четырёх братьев и сестёр, управляющих фабрикой шоколада.
Но Дольфи наблюдали, как многие из их коллег обанкротились. Правительственные отчёты показывают, что за последний год закрылась по меньшей мере дюжина семейных шоколатье по всей Европе. Они стали жертвами четвёртого подряд сезона нехватки какао, что привело к росту цен и снижению рентабельности по всей отрасли.
Цены на акции крупных компаний вроде Nestle, Lindt & Spruengli и Hershey резко упали, но их масштабы позволили им пережить потрясения на рынке. Более мелкие ремесленные компании столкнулись со сложными расчётами относительно того, сколько они могут взимать со своих клиентов.
«Это сложная игра. Если мы не повысим цены, то компания потеряет деньги, придётся увольнять людей, у нас будут проблемы. Но слишком значительное повышение рискованно. Мы ходим по лезвию ножа»,
— пояснил брат Стива Джонатан.
Дефицит сырья и ресурсов
На Европу приходится около половины мирового импорта какао-бобов, что способствует развитию шоколадного рынка стоимостью 50 миллиардов долларов. Швейцария и Германия потребляют более 20 фунтов (9,1 килограмма) шоколада на человека в год.
Большая часть сырья импортируется из Западной Африки, где суровые погодные условия и опасные болезни сельскохозяйственных культур сильно сказались на урожае. В сезоне 2023/2024 на рынке наблюдался дефицит предложения в размере 478 тысяч метрических тонн. По оценкам Международной ассоциации какао, это крупнейший дефицит как минимум с 1980-х годов. В итоге в прошлом году цены на какао почти утроились, достигнув 13 тысяч долларов за тонну, что оказало огромное давление на некоторых крупнейших производителей шоколада и продуктов питания.
Швейцарский гигант Nestle переложил часть более высоких затрат на плечи потребителей, но был вынужден принять меры по сокращению издержек. Например, увеличено количества печенья или вафель в некоторых продуктах, чтобы снизить потребность в какао.
«Последствия роста цен ощущаются во всей отрасли. Однако небольшим предприятиям, у которых зачастую меньше ресурсов, чтобы справиться с этим повышением цен, пришлось быстро адаптироваться»,
— отметил генеральный директор Ассоциации производителей шоколада, печенья и кондитерских изделий Европы Мюриэль Кортер.
Сложные решения
Некоторые производители не сумели приспособиться к новым обстоятельствам.
Немецкая кондитерская компания Leysieffer более сотни лет производила одно из самых популярных шоколадных пралине в стране. В ноябре компания самоликвидировалась, подав заявление о неплатёжеспособности в 2022 году со ссылкой на резкий рост цен на сырьё и энергоносители.
Работавшая в Австрии с конца XIX века компания Salzburg Schokolade закрыла фабрику, когда-то производившую 57 миллионов культовых шоколадных конфет Mozart.
Растущие цены вынудили мелких кондитеров принять такое же сложное решение, как и Дольфи. Они подняли цены на 8%.
Австрийский шоколатье Franz Hauswirth объявил о банкротстве в ноябре прошлого года после того, как резкий рост себестоимости продукции вынудил производителя популярных пасхальных кроликов поднять цены. По словам управляющего директора компании и шоколатье в третьем поколении Романа Хаусвирта, это привело к «уничтожению спроса».
Резкий рост цен вынуждает потребителей переключиться с более дорогих ремесленных шоколадных изделий на продукцию крупных предприятий массового рынка. Hershey и Mondelez, два крупнейших производителя шоколада, заявили на прошлой неделе на конференции Consumer Analyst Group в Нью-Йорке, что потребителям придётся приспосабливаться к новым условиям, когда шоколад стоит на 40–50% дороже.
«Потребители перейдут от покупки более дорогих конфет к более дешёвым»,
— предсказал руководитель отдела исследований в аналитической фирме Tropical Research Services Стив Уотеридж.
Смена направлений
Объём переработки какао-бобов в Европе в четвёртом квартале прошлого года стал самым низким с 2020 года. Это свидетельствует о возможном сокращении мирового потребления в ответ на рекордно высокие цены. Крупные компании пытаются уменьшить издержки за счёт альтернативных ингредиентов — например, заменяя масло какао на другие масла, вплоть до пальмового. Но мелкие ремесленники неохотно меняют рецептуры.
Некоторые производители пытаются найти альтернативные источники, диверсифицируя поставки из Кот-д’Ивуара и Ганы, где дефицит сырья ощущается наиболее остро, в сторону регионов Центральной и Южной Америки, доля которых в мировом производстве какао неуклонно растёт.
В бельгийском Брюгге с 1990-х годов работает Chocolatier Dumon, предлагая традиционные пралине туристам, посещающим средневековый центр города. Компания производит примерно 500 килограммов шоколадных конфет в неделю.
«Как и большинство коллег, в последние несколько лет мы переориентировались на Южную Америку. Мексика и Колумбия стали для нас очень важными странами, поскольку сельскохозяйственные культуры в Африке в большей степени ощутили последствия изменения климата», — пояснил её владелец Йелле Дескампс.
Напряжённый рождественский период убедил его, что пока спрос на шоколад Dumon’s существенно не снизился. «Но если цены на какао сохранятся на том же уровне, нам придётся снова покупать шоколад по ещё более высоким ценам. Это пугающая мысль», — сказал Дескампс.
«Жди и молись»
Аналитики JPMorgan Chase & Co. дают производителям шоколада повод для надежд, прогнозируя меньший, чем ожидалось, дефицит предложения в текущем сезоне — всего 40 тысяч тонн вместо 108 тысяч. Но не потому, что какао-бобов станет больше. Просто спрос на них упадёт из-за высоких цен.
Вероятность более долгосрочной передышки в ценах будет зависеть от степени снижения спроса в сочетании с улучшением условий урожая в Западной Африке, сказал Уотеридж. «Заглядывая в 2025–2026 годы, если мы правильно оценили спад производства в Кот-д’Ивуаре и Гане и если спрос упадёт ещё больше, то мы получим излишек приличного размера», — уточнил он.
Но даже если в долгосрочной перспективе дефицит снизится, мелким производителям шоколада предстоит нелёгкий год. В Париже семья Дольфи беспокоится, что потеряет, когда исчезнет многолетний семейный бизнес.
«В таких случаях печально, что рецепты и навыки исчезают. Существует множество традиций, которые передаются из уст в уста»,
— сказали братья Дольфи.
Поскольку цены по-прежнему высоки, семья Дольфи беспокоится о следующем Рождестве, которое традиционно является самым важным временем года для кондитеров в Европе. Согласно их прогнозам, к тому времени потребители шоколада могут столкнуться с самыми высокими ценами в истории. По словам братьев, подход семьи к выживанию в переходный период похож на подход многих коллег: «Жди и молись».
04.03.2025 • https://www.ridus.ru