Сладкая жизнь: как столичные предприниматели-шоколатье создают «вкусные традиции» с поддержкой от города
Справочно-информационный материал
Сегодня в Москве успешно развиваются 274 производителя шоколада и кондитерских изделий, и их число за последние три года выросло на 16,6%.
Город активно поддерживает этот сладкий бизнес: от помощи в регистрации и разработке бизнес-планов до участия в масштабных проектах, таких как «Сделано в Москве», который помогает локальным брендам заявить о себе и увеличить продажи. Кроме того, благодаря поддержке Московского экспортного центра столичные шоколатье выходят на международные рынки, поставляя свою продукцию в Китай, Казахстан, ОАЭ и другие дружественные страны.
«Москва создает все условия для развития предпринимательства, в том числе в такой вкусной и востребованной сфере, как производство шоколада. Наши программы — это инструменты, которые делают сложные вещи проще: выводят продукт на полки магазинов, открывают двери на экспорт, соединяют производителей с покупателями. Когда локальный бизнес растет, выигрывают все — и город, и москвичи», — отметила руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кристина Кострома.
Кроме того, ГБУ «Малый бизнес Москвы» поддерживает предпринимателей информационно: они становятся участниками медийного проекта «Малый бизнес — большие истории».
Одной из тех, кто развивает бизнес с поддержкой города, стала владелица семейного шоколадного ателье Novikov Family и мама пятерых детей Елена Новикова. Ее увлечению шоколадом около 20 лет: Елене захотелось создавать для своих детей вкусные и полезные сладости из натуральных ингредиентов. Бизнес в формате семейного шоколадного ателье предприниматель запустила в 2023 году. Тогда товарная линейка насчитывала всего пять позиций — шоколадные плитки и конфеты — для корпоративных заказчиков. В 2024 году количество клиентов достигло 20, среди них — крупные транспортные компании и предприятия энергетики. Предпринимательница также искала пути продвижения продукции, дополнительные точки сбыта и для того, чтобы узнать, какие инструменты могут в этом помочь, обратилась в МБМ (ГБУ «Малый бизнес Москвы»). Благодаря рекомендациям специалистов супруги Новиковы стали участниками программы «Сделано в Москве» и представили продукцию на сезонном маркете. Это позволило рассказать о себе жителям города, укрепить бренд компании и увеличить продажи примерно на 20%. Сегодня компания успешно развивается: за время ее существования ассортимент расширился почти в восемь раз — в нем появились шоколадные трюфели и корпусные конфеты, сухофрукты и ягоды в шоколаде, а также печенье и другие сладости.
Еще один предприниматель, ведущий сладкий бизнес, — Ирина Литвинова, основатель бренда шоколада, трюфелей и конфет ручной работы «Трюфелина». В 2023 году специалисты МБМ помогли ей зарегистрировать ИП, составить бизнес-план и разработать бизнес-модель будущего проекта, а также подобрали обучающую программу, которая позволила Ирине разобраться в основах предпринимательства. Поначалу заказов было немного — пять-шесть заказов в месяц. К весне 2025 года их количество выросло до стабильных 30. Сейчас предпринимательница работает над развитием бизнеса: создала рецепт глазури для запуска новой линейки мороженого у крупного производителя.
«При разработке сладостей стараюсь создавать необычные, запоминающиеся сочетания шоколада, например, с острым перцем или сыром горгонзола. Благодарность клиентов и их положительные отзывы — лучшая мотивация продолжать работу», — поделилась Ирина Литвинова.
Сделано в Москве
Столичный бренд «Трюфелиссимо» создает в городе шоколад, который уже полюбился многим и завоевал российские и международные премии. Основатели бренда, Постнова Елена и Пулькин Георгий, рассказали, что история бренда началась в 2019 году, а три года спустя бренд увеличил производственные площадки и значительно повысил уровень экспертизы.
Бренд является участником проекта «Сделано в Москве». За время участия в проекте «Трюфелиссимо» представил свои товары в арт-павильоне «Коробка конфет» проектов «Зима в Москве» и «Лето в Москве». Сегодня сладкие угощения можно приобрести в павильоне на Новом Арбате – там есть шоколадки с изображением Москвы, конфеты с разными начинками и полезные батончики с орехами и семечками.
«Наш путь в мир шоколада мы начали с поиска правильных и полезных сладостей. Тогда мы познакомились с миром спешалти какао и погрузились в его исследование и эксперименты в этом направлении. Так появилась тогда еще совсем маленькая мастерская крафтового шоколада. Сегодня благодаря проекту «Сделано в Москве» наша среднемесячная выручка выросла на 15%, наш шоколад можно найти на главных туристических улицах Москвы, а аудитория бренда неустанно растет», — отмечает сооснователь бренда Пулькин Георгий.
Сегодня Георгий отмечает, что более 1000 людей познакомились с Bean-to-bar шоколадом на дегустациях, проведенных в рамках проекта «Сделано в Москве». Помимо большого спроса со стороны клиентов, бренд также отмечает активную работу относительно В2В сегмента – за полгода у бренда появились коммуникации, которые переросли в стабильные партнерские отношения.
На экспорт Made in Moscow
Продвигать продукцию на внешние рынки столичным шоколатье помогает Московский экспортный центр (МЭЦ), который предоставляет экспортерам свыше 30 мер поддержки по трем трекам: обучение и подготовка к экспорту; продвижение и поддержка продаж под единым брендом Made in Moscow; финансовые инструменты: экспортные гранты для экспортеров и льготное кредитование для реализации экспортного контракта.
Экспорт столичной шоколадной продукции продолжает стремительно расти. В 2024 году объем поддержанного экспорта данной категории товаров в дружественные страны увеличился на 28,5%. Уже сейчас сладкое лакомство активно поставляется в Китай, Казахстан, Белоруссию, Саудовскую Аравию, ОАЭ и другие страны. Так, при поддержке МЭЦ кондитерская фабрика «Победа» смогла разместить свою продукцию на международном B2B-маркетплейсе Global Trade Plaza. По результатам размещения был заключен контракт на поставку шоколада в Сербию. Также компания «Снэкси» — производитель полезного шоколада и протеиновых батончиков — разместила свою продукцию на международной торговой платформе 1688. По итогам был заключен контракт на поставку шоколадной продукции в Китай.
Поддержка предпринимателей осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», входящего в состав нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика», а также стратегии Мэра Москвы по поддержке столичного предпринимательства.
ГБУ «Малый бизнес Москвы», подведомственное Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы, помогает людям открывать и развивать свое дело в столице. В центрах услуг для бизнеса каждый может узнать о финансовых и нефинансовых мерах государственной поддержки.
Проект «Сделано в Москве» – проект по продвижению локальных брендов. Сегодня проект насчитывает более 7 000 локальных брендов, а на сайте можно найти более 34 000 товаров, созданных в столице. Предприниматели получают бесплатные меры поддержки: от участия в крупных городских мероприятиях до информационной поддержки.
Для предпринимателей проводят бесплатные обучающие и деловые мероприятия: форумы, семинары, тренинги, конференции, которые помогают повысить профессиональные компетенции и найти единомышленников.
15.07.2025 • https://www.mos.ru



